Неэффективность использования различного рода ресурсов, как людских, так материальных и финансовых – бич множества международных компаний. На правильность принятия решения могут повлиять недостаток нужной информации, злонамеренное и непредумышленное искажение отчетности, откровенное мошенничество персонала и управляющих. Решением такого рода сложностей является создание системы внутреннего контроля.
Какое влияние на ситуацию окажет организация подобной системы? Применение самоконтроля, или, иначе говоря, внутреннего контроля практически ежедневные действия любого из нас. Мы контролируем себя, закрывая дверь перед уходом из дома (для сохранности имущества), проверяя правильность чека в магазине (для сохранения финансов), приобретая страховку (с целью обезопасить себя от возможных финансовых потерь в перспективе) и выбирая кратчайших маршрут передвижения (для продуктивного использования времени и денег). Этот список можно продолжать без конца.
Что касаемо крупных компаний, можно выделить несколько основных вариантов недобросовестного контроля:
- проникновение хакеров в систему электронных расчетов банка, и как следствие, кража нескольких сотен тысяч долларов;
- устранение компанией-производителем неисправностей тормозной системы проданных автомобилей на сумму в несколько миллионов долларов с целью сохранения престижа;
- авиакатастрофы, связанные с низким качеством топлива.
Основной причиной всех этих негативных, а нередко и трагичных событий является неэффективная система внутреннего контроля или сходная по сути система контроля качества.
Организации деятельности любой компании производится в границах двух систем: операционной, позволяющей достичь заданных целей, и контролирующей, задачей которой является собственно контроль над организацией работы. Основными составляющими системы контроля являются политика компании, ее правила, инструкции, бюджет, принцип учета и отчетности. На их основе разрабатываются действия для повышения вероятности достижения поставленных целей компанией в целом и персоналом в частности.
|
Организация внутреннего контроля работы предприятия далеко не новое понятие. Этот вид деятельности появился еще в начале XVIII века и получил дальнейшее развитие. В начале XX столетия основой системы контроля стали три направления: во-первых, разделение полномочий, во-вторых, ротация персонала, и наконец, ведение и анализ учетных записей. В дальнейшем произошло заметное расширение функций внутреннего контроля. В структуру системы добавились организация и координирование действий для обеспечения сохранности активов, проверка надежности информации, работа над повышением результативности операций, соблюдение внутренней политики и процедур компании. Благодаря такому бурному развитию был охвачен гораздо более широкий круг вопросов, нежели обычный бухгалтерский учет.
В настоящее время, внутренний контроль тесно переплетается со сферой управления рисками – риск-менеджментом. Фактически он стал процессом, направленным на решение поставленных задач. Его результативность напрямую зависит от действий руководства по планированию и организации работы компании. Не менее важным фактором является мониторинг деятельности компании и ее отделений. Обязанностями менеджеров компании является постановка целей и определение задач компании, что способствует грамотному построению ее структуры, обеспечение работы системы документирования и отчетности, авторизация, анализ и разделение полномочий, что помогает эффективному решению поставленных задач.
С точки зрения бухгалтерии внутренний контроль можно обозначить как структуру, политику, правила и процедуры, направленные на сохранение активов предприятия и надежность бухгалтерских документов. Эффективная организация бухгалтерского контроля позволяет обеспечить своевременную авторизацию транзакций, получения на их основании доступа к активам и их точное отражение в отчетности согласно всем стандартам учета. Эти данные время от времени сверяют с записями бухгалтерии.
Какая разница между внутренним контролем и контролем вообще? Понятием внутренний контроль можно обозначить как управленческая и операционная деятельности компании. Следует помнить, что только при решении поставленных задач, организация внутреннего контроля принесет пользу, как следствие, в первую очередь, необходимо позаботиться о постановке целей, и лишь затем оценивать эффективность действия контроля
|