На главную

Аудит
Бухгалтерское обслуживание

Новости аудита

03 февраля 2011 г.

Обязательное страхование теперь введено и в Российской коллегии аудиторов!
Первой подобную практику ввела у себя Аудиторская палата России, и случилось это в конце 2010года.

01 февраля 2011 г.

В сети интернет совсем недавно появился сайт единой аттестационной комиссии.
Информации на сайте пока немного, но есть главное – уже сейчас здесь можно записаться и зарегистрироваться на первый упрощенный экзамен!

30 января 2011 г.

Выше в несколько раз стали параметры обязательного аудита!
Начиная с отчета за 2010 год, эти критерии начнут работать в полную силу.

25 января 2011 г.

Гораздо раньше придется сдать отчет за год в Минфин!
Теперь отчет должен быть сдан уже к 1.03.2011г.

21 января 2011 г.

Где делают ошибки аудиторы, при проведении аудита?
Ассоциация аудиторов предоставила более четкое описание ошибок, которые легко исправимы.

28 декабря 2010 г.

Порядок оформления счетов-фактур
Отсутствие на момент проверки организации по юридиче­скому адресу само по себе не может служить основанием для отказа в предоставлении вычетов по НДС по мотиву несоответствия счетов-фактур требованиям статьи 169 НК РФ.

24 декабря 2010 г.

21 декабря, на заседании Госдумы, законопроект о повышении критериев для проведения обязательного аудита был одобрен

23 декабря 2010 г.

Уплата земельного налога должна производиться после внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о правах на земельный участок.

29 ноября 2010 г.

На сайте ГНИВЦ ФНС размещена программа «Декларация 2010» версия 1.0.0 от 27.12.2010.

Консультации аудитора

Вопрос: правовые и налоговые последствия сделки по продаже объекта недвижимости

Вопрос: отношение сторон по договору обеспечения коммунальными услугами

Вопрос: отношение сторон при возврате товара


Эрион-Аудит © 1994—2010

Консультации аудитора

Вопрос: правовые и налоговые последствия сделки по продаже объекта недвижимости.

Договор продажи недвижимости, регистрация.
В договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче (например, акта приемки-передачи) (п. 1 ст. 556 ГК РФ).

Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимого имущества к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст. 551 ГК РФ) и осуществляется после нее (п. 2 ст. 223 ГК РФ, п. 1 ст. 9 Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации, приведен в ст. 16 Закона N 122-ФЗ и включает:

  • заявление правообладателя, сторон договора или уполномоченного на то лица;
  • документы о правах на недвижимое имущество (в частности, это могут быть договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, вступившие в законную силу судебные акты и т.д.) (ст. 17 Закона N 122-ФЗ);
  • план объекта недвижимого имущества или кадастровый план земельного участка;
  • документ об уплате государственной пошлины (в размере, установленном ст. 333.33 НК РФ).

Все документы представляются не менее чем в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, предъявляет документ, удостоверяющий личность, учредительные документы юридического лица или их нотариально удостоверенные копии.

Крупная сделка, оценка
В соответствии с п. 1 ст. 78 Федерального закона "Об акционерных обществах" крупной считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. При этом в случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества - цена его приобретения.

В соответствии с п. 1 ст. 81 Федерального закона "Об акционерных обществах" сделки, в совершении которых имеется заинтересованность члена совета директоров общества, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющей организации или управляющего, члена коллегиального исполнительного органа общества или акционера, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций общества, а также лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания, совершаются обществом в порядке, предусмотренном нормами гл. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах".

Решение общего собрания акционеров АО об одобрении сделки по продаже недвижимости должно быть принято до совершения сделки (до заключения договора купли-продажи недвижимого имущества). В решении собрания об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, должны быть в обязательном порядке указаны:

  • лицо, являющееся стороной (покупателем) сделки, выгодоприобретателем (в рассматриваемой ситуации сторона сделки и выгодоприобретатель совпадают в одном лице, поскольку юридическое лицо - покупатель приобретает недвижимость "для себя");
  • цена сделки;
  • другие существенные условия сделки.

Существенными условиями договора купли-продажи недвижимого имущества являются его предмет и цена. Данные позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору должны быть указаны в решении собрания акционеров АО об одобрении сделки.

Цена может быть установлена в виде общей стоимости всего объекта недвижимости либо на единицу его площади или иного показателя его размера (ст. 555 ГК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 83 Федерального закона "Об акционерных обществах" для принятия общим собранием акционеров решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, цена отчуждаемых либо приобретаемых имущества или услуг определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 Федерального закона "Об акционерных обществах". Совет директоров при определении цены отчуждаемого имущества должен исходить из рыночной стоимости указанного имущества (п. 1 ст. 77 Федерального закона). При этом необходимо отметить, что в принятии решения об определении цены отчуждаемого имущества вправе участвовать только те члены совета директоров, которые не заинтересованы в совершении сделки.

Для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик, привлечение независимого оценщика, по общему правилу, не является обязательным.

В случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов, при этом для определения рыночной стоимости отчуждаемого имущества целесообразно привлечение оценщика.

В определенных случаях передача в собственность недвижимости возможна только с предварительного согласия либо уведомления антимонопольного органа. Данные случаи определяются ст. 28 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

В соответствии с п. 4 ст. 83 Федерального закона "Об акционерных обществах" решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций. Как следствие, на собрании должны присутствовать все те акционеры ЗАО, которые не заинтересованы в совершении сделки по продаже недвижимости. В случае если собрание примет решение об одобрении сделки при отсутствии на нем хотя бы одного из незаинтересованных акционеров, решение будет считаться принятым с нарушением установленного порядка.

Для обществ с ограниченной ответственностью стоимость отчуждаемого обществом в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого обществом имущества - на основании цены предложения.
Решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества. В случае образования в обществе совета директоров (наблюдательного совета) общества принятие решений о совершении крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от двадцати пяти до пятидесяти процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Мнение независимого оценщика по поводу стоимости передаваемого имущество целесообразно иметь в целях подтверждения соответствия применяемой цены недвижимости рыночной.
В соответствии со ст. 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки, и, пока не доказано обратное, предполагается, что она соответствует уровню рыночных цен.
В п. 2 ст. 40 НК РФ приведен исчерпывающий перечень случаев, когда налоговые органы вправе проверить правильность применения цен по сделкам и вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных так, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).

Бухгалтерский учет
Как отмечено в Постановлении ФАС ЦО от 30.01.2007 N А62-2878/06, независимо от времени регистрации перехода права собственности на имущество операции по отчуждению недвижимого имущества подлежат документальному учету на соответствующих счетах.

Продавец
Признание доходов. Согласно пп. "г" п. 12 ПБУ 9/99 выручку от реализации недвижимости организация-продавец отразит тогда, когда право собственности на имущество перейдет к покупателю.

По мнению Минфина РФ (Письмо от 03.08.2006 N 03-06-01-04/151) это произойдет после регистрации права собственности на объект недвижимости покупателем Таким образом, по правилам бухгалтерского учета проводка Дебет 62 Кредит 91 может быть произведена после регистрации сделки, а все поступившие до этого средства признаются авансами.

Признание расходов. Стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета (п. 29 ПБУ 6/01 Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.). Таким образом, главное условие для отражения выбытия имущества не утрата права собственности, а отсутствие способности приносить выгоду. Этот момент наступит тогда, когда продавец недвижимости передаст объект по акту приема-передачи покупателю.

В то же время право собственности на основное средство (если оно еще не зарегистрировано покупателем) сохраняется за продавцом. Покупатель же принял покупку на баланс (если не на счет 01, то на 08), а недвижимость (впрочем, как и любое другое имущество) не может находиться одновременно на балансе двух организаций.

Прямое следование ПБУ 6/01 ведет к тому, что расход (выбытие объекта) отражается на дату подписания акта, а доход (выручка) позже - на дату регистрации прав на недвижимость.

Покупатель
В бухгалтерском учете покупателя приобретенный актив будет принят к учету в порядке, установленном ПБУ 6 и учетной политикой.

Налогообложение продавец
Налог на прибыль
Признание доходов. В соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, то есть передача на возмездной основе... права собственности. Из совокупности положений ст. 223 ГК РФ, ст. ст. 39 и 271 НК РФ, следует, что у продавца, применяющего метод начисления, дата получения налогового дохода от реализации недвижимости совпадает с датой перехода права собственности, то есть с датой регистрации права собственности покупателя на переданный по акту приема-передачи объект недвижимости. Минфин поддерживает эту позицию в Письмах от 26.10.2004 N 03-03-01-04/1/85, от 28.09.2006 N 07-05-06/241), В Письмах от 10.09.2007 N 03-03-06/1/653, от 08.11.2006 N 03-03-04/1/733, от 03.07.2006 N 03-03-04/1/554, от 26.10.2005 N 03-03-04/1/301 рекомендации финансового ведомства сводятся к тому, что организация-продавец обязана показать доход от реализации недвижимости в момент передачи объекта по акту приемки-передачи и документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав, то есть независимо от даты государственной регистрации.

Признание расходов. Амортизацию по проданному объекту прекращают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Остаточную стоимость проданного объекта можно включить в расходы в том месяце, когда будет отражен налогооблагаемый доход от его реализации (пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Таким образом, налогоплательщик может уменьшить доход от реализации недвижимости на сумму произведенных по нему расходов, когда покупатель зарегистрирует право собственности на приобретенный им объект недвижимости или подаст соответствующие документы на регистрацию.

Ситуация неоднозначная - прямое следование нормам Налогового кодекса может привести налогоплательщика к спорам с контролирующими органами.

В Постановлении от 30.01.2007 N А62-2878/06 ФАС ЦО признал позицию ИФНС о том, что доход от реализации незавершенного строительства и включение в состав расходов остаточной стоимости имущества должны быть отражены налогоплательщиком в том налоговом периоде, когда будет осуществлена государственная регистрация перехода права собственности, неправомерной. Арбитры указали: налоговое законодательство не связывает порядок исчисления и уплаты налога с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе гражданского, в силу которого государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеет иные, не связанные с вопросами налогообложения цели. Следовательно, независимо от времени регистрации перехода права собственности на имущество операции по отчуждению подлежали документальному учету на соответствующих счетах в момент осуществления хозяйственной операции.

Наиболее безопасным, видимо, является решение об отражении выручки от реализации продукции при передаче недвижимости по акту приема-передачи независимо от того, что право собственности на объект еще не зарегистрировано. Налогоплательщик, приняв решение об отражении доходов от реализации недвижимости в момент, когда будет зарегистрировано право собственности на нее, в случае споров с контролирующими органами имеет шансы отстоять свою правоту в суде.

Налог на добавленную стоимость
Реализация объектов недвижимости на территории РФ подпадает под обложение НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). По общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 167 НК РФ, моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из следующих дат: либо день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав, либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. В то же время п. 3 указанной статьи содержит специальную норму, регулирующую ситуацию, когда товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на него. В этом случае она приравнивается к его отгрузке.

Применительно к недвижимому имуществу, подлежащему государственной регистрации, возникновение (передача) прав собственности происходит только в момент их регистрации (п. 2 ст. 8 ГК РФ). Таким образом, моментом определения налоговой базы по НДС будет наиболее ранняя из двух дат: день государственной регистрации перехода права собственности на объект недвижимости или момент его оплаты.
Письмо Минфина России от 26.10.2004 N 03-03-01-04/1/85
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.07.2009 по делу N А79-3483/2008

Налогообложение покупателя
Покупатель имеет право на вычет налога на добавленную стоимость по приобретенному объекту недвижимости после принятия на учет данного объекта недвижимости (основных средств).

Земельный налог
(Письмо Минфина России от 09.04.2007 N 03-05-05-02/21 (направлено налоговым органам Письмом ФНС России от 02.07.2007 N СК-6-11/519@)
Поскольку согласно гражданскому законодательству право собственности на землю переходит только после государственной регистрации, организация, которая приобрела здание по договору купли-продажи, признается плательщиком земельного налога только после государственной регистрации права на землю. До государственной регистрации прекращения соответствующего права на земельный участок, занятый объектом недвижимости, право собственности на который прекращено в связи с его продажей, плательщиком земельного налога признается продавец объекта недвижимости.

Вопрос: отношение сторон по договору обеспечения коммунальными услугами.

Согласно п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в числе прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. По договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию собственников обязуется предоставлять коммунальные услуги (п. 2 ст. 162 ЖК РФ). Среди существенных условий договора управления назван перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (пп. 2 п. 3 ст. 162 ЖК РФ).
Таким образом, формулировки разд. VIII ЖК РФ предполагают, что управляющая организация именно предоставляет коммунальные услуги, а не просто обеспечивает их предоставление (например, только посредством заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями). Из этого же положения исходят и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307.
Как следует из Правил, исполнитель (управляющая организация) приобретает коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающей организации, затем при помощи внутридомовых инженерных систем предоставляет гражданам коммунальные услуги. Минрегион разъяснил, что обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги (Письмо от 20.03.2007 N 4989-СК/07)
Ресурсоснабжающая организация несет ответственность только до границы сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, с системами коммунальной инфраструктуры. Дальше, от этой границы и до жилого помещения, за качество и режим оказания коммунальных услуг отвечает исполнитель.

Нормы Правил, разъяснения Минрегиона, решения судов исходят из того, что исполнителем коммунальных услуг является управляющая компания. Ресурсоснабжающая организация (которая такие услуги оказывает фактически) может приобрести статус исполнителя коммунальных услуг только в одной ситуации - если собственники помещений выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом.
Таким образом, законодательство предлагает управляющим организациям только договор купли-продажи коммунальных ресурсов.
Данные положения идут вразрез с нормами Гражданского Кодекса.
Во-первых, управляющая организация, не производящая коммунальных ресурсов и не имеющая сетей коммунальной инфраструктуры, а занимающаяся техническим обслуживанием и ремонтом внутридомовых инженерных систем, сбором платы за жилое помещение и коммунальные услуги, непосредственно коммунальных услуг оказывать не может.
Во-вторых, согласно п. 2 ст. 539, ст. 548 ГК РФ договор тепло- водо- энерго- снабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям ресурсоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, что также не соответствует возможностям управляющей компании.
Кроме того, заключение управляющей организацией договора купли-продажи влечет необходимость оплачивать все выставленные ресурсоснабжающими организациями счета независимо от фактического поступления денежных средств от населения.

Что касается мнения Минфина по вопросу налогообложения указанных операций, то все чаще стали появляться разъяснения, согласно которым суммы платежей, поступающих от собственников помещений в многоквартирных домах за оказание коммунальных услуг управляющей организации, учитываются в целях налогообложения прибыли (Письма от 24.08.2009 N 03-11-06/2/159, от 29.07.2009 N 03-03-06/1/498, от 07.05.2009 N 03-11-06/2/82). В Письме от 11.08.2009 N 03-03-09/126 Минфин со ссылкой на Письмо Минрегиона России от 20.03.2007 N 4989-СК/07 указал, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, РСО (ресурсоснабжающая организация) не может быть исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, управляющая организация при управлении многоквартирным домом предоставляет коммунальные услуги, а не просто обеспечивает их предоставление посредством заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями... Исходя из изложенного суммы платежей, поступающие управляющей организации от собственников помещений в многоквартирных домах за оказание коммунальные услуг и выполненные работы по ремонту общего имущества многоквартирного дома, учитываются в целях налогообложения прибыли в составе выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Таким образом, деятельность управляющей организации Минфин не квалифицирует как посредническую - платежи за жилищно-коммунальные услуги включаются в выручку от реализации.

Тем не менее, существуют противоположные решения судов.
К совершенно противоположным выводам пришли арбитры суда Ростовской области (Решение от 18.09.2009) и Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 07.08.2009) по делу N А53-7322/2008-С5-37. Предприятие отражало в составе выручки и облагало НДС суммы коммунальных платежей, начисленных населению, и принимало к вычету НДС, предъявленный теплоснабжающей организацией. Инспекция при проверке "сняла" как начисления, так и вычеты. Арбитры справедливо отметили, что предметом спора явился различный подход участвующих в деле лиц к праву управляющей организации учитывать как собственную выручку сумму платежей за коммунальные услуги, начисленных собственникам помещений управляемых многоквартирных домов, и, соответственно, предъявить к налоговому вычету сумму НДС, содержащуюся в счетах РСО. Проанализировав спорные правоотношения и действующее законодательство, суды пришли к выводу, что управляющая организация является посредником между населением и коммунальными организациями, непосредственно оказывающими населению услуги. Применительно к ТСЖ такой вывод сделан в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за IV квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 07.03.2007. Управляющая организация не создает добавленной стоимости при оказании коммунальных услуг. Это возможно лишь в случае, когда при наличии теплоустановок, присоединенных сетей компания приобретает и производит коммунальные ресурсы, ею установлены соответствующие тарифы. В рассматриваемой же ситуации самостоятельный экономический интерес управляющей организации (в отличие от ТСЖ) состоит в том, что оплата ее деятельности по обеспечению предоставления коммунальных услуг путем заключения договоров с организациями коммунального комплекса является составляющей тарифа на содержание и ремонт жилого помещения, лежащего в основе учета выручки от реализации услуг управляющей организации.

Таким образом, окончательное решение остается за налогоплательщиком. Претензии налоговых инспекторов управляющим организациям возможны до тех пор, пока не будет единой позиции по вопросу квалификации деятельности на законодательном уровне.

 

Вопрос: отношение сторон при возврате товара.

Покупатель может вернуть товар продавцу:

  • при ненадлежащем исполнении продавцом своих обязанностей по договору (например, если продавец поставил покупателю некачественный или некомплектный товар, нарушил условия о его ассортименте и т.п.) (Статья 464, п. 1 ст. 466, п. 2 ст. 468, п. 2 ст. 475, п. 2 ст. 480, ст. 482 ГК РФ);
  • при надлежащем исполнении продавцом своих обязанностей по соглашению сторон (Пункт 1 ст. 450, п. 4 ст. 453 ГК РФ).

 

  • При ненадлежащем исполнении продавцом своих обязанностей, если товар возвращается на стадии приемки, покупателю необходимо:

известить продавца о нарушении им условий договора в срок, предусмотренный договором (а если такой срок не установлен - в разумный срок (п. 1 ст. 483 ГК РФ), и пригласить его представителя для участия в комиссии по приемке товара;
оформить акт по форме N ТОРГ-2 (утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), который подписывается членами комиссии, в том числе представителем продавца, если он явился;
направить продавцу составленный акт и претензионное письмо в произвольной форме, где указать свои требования к продавцу (ст. 475, 480, 518, 519 ГК РФ; п. 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.)

На основании пункта 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур налогоплательщик имеет право вносить в счета-фактуры исправления, которые должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления. В связи с этим при возврате продавцу не принятых на учет покупателем товаров в экземпляры счетов-фактур продавца и покупателя, выставленные при отгрузке товаров, продавцу необходимо внести исправления, предусматривающие корректировку количества и стоимости отгруженных товаров. Указанные исправления вносятся продавцом в счет-фактуру на дату принятия на учет товаров, возвращенных покупателем. При этом в исправленном счете-фактуре следует дополнительно указать количество и стоимость возвращенных товаров.

  • При ненадлежащем исполнении продавцом своих обязанностей, если товар возвращается уже после его приемки, покупателю необходимо:

известить продавца о нарушении им условий договора (о количестве, об ассортименте, о качестве, комплектности, таре и (или) об упаковке товара) в срок, предусмотренный договором (п. 1 ст. 483 ГК РФ).
оформить акт об обнаружении недостатков товара в произвольной форме;
направить продавцу составленный акт об обнаружении недостатков товара и претензионное письмо в произвольной форме, где указать свои требования к продавцу (ст. 475, 480, 518, 519 ГК РФ);
оформить возврат товара продавцу расходной накладной, в которой указывается покупная стоимость товара;
в целях налогообложения НДС - выписать счет-фактуру на возвращаемый товар в двух экземплярах, один из которых передать продавцу, а второй - зарегистрировать в Книге продаж за тот квартал, в котором товар возвращается. (Письмо Минфина России от 03.04.2007 N 03-07-09/3; п. 1 Письма Минфина России от 07.03.2007 N 03-07-15/29), так как:

В соответствии с пунктом 5 статьи 171 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычету в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них.
Согласно пункту 4 статьи 172 Кодекса вычеты указанных сумм налога производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата или отказа.
Покупатель при отгрузке возвращаемых товаров, принятых им на учет, обязан в порядке, установленном пунктом 3 статьи 168 Кодекса, выставить продавцу этих товаров соответствующий счет-фактуру и второй экземпляр счета-фактуры зарегистрировать в книге продаж.

 

  • Если покупатель возвращает товар продавцу по соглашению сторон, то возврат товара нужно оформить как обратную продажу товара по новому договору купли-продажи.

В таком случае отдельно согласовывается стоимость возвращаемого товара, после чего первоначальный покупатель:
отражает в бухгалтерском и налоговом учете передачу товара продавцу как реализацию товара (п. 5 ПБУ 9/99; п. 1 ст. 39 НК РФ), а стоимость ранее приобретенного товара после его реализации учитывает в составе расходов (п. 5 ПБУ 10/99; пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ);
выставляет на передаваемый товар счет-фактуру и исчисляет НДС в общеустановленном порядке (п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Первоначальный продавец, не корректируя выручку, принимает к учету возвращаемый товар, принимая к вычету НДС в общеустановленном порядке.

 

О компании Услуги Клиенты Контакты